История Тамани
29/05/2013
В глубину веков уходят исторические судьбы народов, населявших некогда Таманский полуостров. О самых древних из них свидетельствуют лишь археологические находки. Эти осколки давно исчезнувшей жизни позволяют составить общее представление о первобытных людях, их основных занятиях. В ходе археологических раскопок вблизи посёлка Сенной и станицы Курчанской были найдены каменные и бронзовые топоры, жернова, наконечники и другие предметы, которые археологи относят к эпохе первобытнообщинного строя и периоду дольменной культуры, существовавшей на протяжении первых тысячелетий до н. э.
Древние народы Тамани
Одними из первых племён, населявших Таманский полуостров, были кочевники киммерийцы, которых постепенно вытесняли с бескрайних степей Северного Причерноморья племена скифов, По свидетельству Геродота, киммерийцы прошли по Черноморскому побережью Кавказа и вторглись в Закавказье и Малую Азию. Пожарами и разрушениями был отмечен их путь. Это были неутомимые и жестокие к противнику воины. Возможно, часть киммерийцев влилась в дружины скифов и совершала вместе с ними набеги на поселения хлебопашцев и ремесленников.
Скифы держали в страхе оседлое население Северного Причерноморья несколько веков. Они совершали свои набеги на Таманский полуостров, переходя из Крыма через Боспор Киммерийский (так называли Керченский залив) зимой по льду. Вооружение скифов было простым: небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, короткий меч акинак, копьё с железным наконечником и круглый щит, бронзовый литой шлем и чешуйчатый панцирь из железа или бронзы. На своих низкорослых степных лошадях они быстро преодолевали большие расстояния.
            По утверждению греческого историка Диодора, они достигали даже Египта. Скифы были жестоки и беспощадны. У них существовал обычай человеческих жертвоприношений богу войны, олицетворением которого являлся акинак. Своим вождям скифы оказывали большие почести как при жизни, так и после смерти. В могилу вместе с усопшим клали оружие, отделанное золотом, предметы быта, необходимые, по мнению скифов, покойнику в загробной жизни, убитых боевых коней, украшенных дорогой сбруей. Над могилой насыпали высокий курган.
  Золотые украшения из скифских курганов, пролежав в земле тысячелетия, были найдены археологами. Теперь их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
  Античные колонии на Тамани
  В VII -VI веках до н. э, начинается великая греческая колонизация. Сотни отважных мореплавателей из Милета, Коринфа и других греческих городов устремились к берегам Таманского полуострова. Греки принесли на берега Меотиды и Понта Эвксинского, как назывались в те времена Азовское и Чёрное моря, античную цивилизацию со всеми её особенностями и достижениями, свои знания, мастерство, чувство красоты. Первыми на северные берега Понта проникли греческие купцы, основавшие здесь несколько торговых факторий - эмпориев. Они начали торговлю с местными племенами. Вскоре сведения о «варварских племенах» появились на страницах древнегреческих сочинений, благодаря которым мы знаем названия многих народов, населявших Северное Причерноморье. Древнегреческий географ Гелпаник Митипенский сообщал: «Когда проплывёшь Боспор, будут синды, выше (т. е. севернее) их меоты - скифы».
  В начале VI века до н. э. по всему побережью Таманского полуострова были основаны греческие торговые города - Фанагория. Гермонасса, Келы, Тирамба, Горгиппия, Корокондамма, Патрей и многие другие. Буквально в каждой удобной бухте греки основывали свои колонии. Шла оживлённая торговля с местным населением.
            С плодородных равнин земледельцам удобно было свозить зерно в устье Кубани, а затем греки отправляли его морем в метрополию. В греческих колониях жители Таманского полуострова могли купить или выменять амфоры с вином, расписную чернолаковую посуду, стеклянные и фаянсовые бусы, бронзовые и серебряные украшения греческой работы, ткани, благовония.
    Около 480 года до н. э. жители греческих городов-колоний, расположенных на Керченском и Таманском полуостровах, объединились в Боспорское царство со столицей Пантикапей (современная Керчь).
    Крупнейшим после Пантикапея политическим и экономическим центром Боспора Киммерийского была античная колония Фанагория, расположенная на берегу Таманского залива в 1 км к западу от современного посёлка Сенного. В древности Фанагорию считали столицей Азиатского Боспора. Город был основан на острове Фанагора в дельте Кубани выходцами из Теоса во главе с неким Фанагором. Общая площадь города занимала около 50 га. С трёх сторон Фанагория была окружена высокими холмами. Жители города построили для защиты от кочевников крепостные стены из песчаниковых блоков. Постепенно город разрастался и выходил за пределы крепостных стен. Среди жителей были кузнецы и металлурги, каменотёсы и гончары, купцы и рыбаки. В окрестностях Фанагории земледельцы выращивали виноград и приготовляли искрящееся вино. С конца V века до н. э. монетный двор Фанагории чеканил серебряные монеты. Жизнь в городе буквально кипела. Греки-фанагорийцы поклонялись богиням Афродите, Деметре и Артемиде и выстроили в их честь храм на вершине горы.
            Продолжая греческие традиции, фанагорийцы построили в городе гимнасий - помещение для обучения и спортивных тренировок юношей, а также термы (бани) с водопроводом.
      Богатый античный город привлекал многих завоевателей. В конце II века до н. э. Фанагория попала под власть Митридата VI Евпатора, правителя Понтийского царства. Участие в затяжных войнах с Римом, морская блокада привели фанагорийцев к восстанию против Митридата в 63 году до н. э. За фанагорийцами восстали жители других городов Причерноморья, союзных Понту. Митридат вынужден был расстаться с жизнью, а его сын Фарнак II, предательски захватив власть, разрушил Фанагорию и лишил её автономии, дарованной Римом. Город был даже переименован и некоторое время назывался Агриппия. В I - II веках после первых разрушений Фанагория восстановилась и стала ещё красивее. В городе появились профессиональные скульпторы, способные изготовить прекрасные статуи для святилища бога Аполлона. Однако в III- IV веках Фанагория вместе с другими городами Причерноморья переживала упадок, связанный с общим кризисом рабовладельческого уклада. Вскоре город пал под ударами гуннов, и в течение следующих двух столетий жизнь в нём едва теплилась.
      Эпоха великого переселения народов
      Постепенно Фанагория была восстановлена, и с 635 года стала столицей Великой Болгарии - первого на Кубани средневекового государства, которое создал правитель болгар хан Кубрат.
      Великая Болгария просуществовала недолго.
            После смерти Кубрата государство распалось, в результате чего образовалось несколько кочевых орд, управляемых его сыновьями. Самая большая орда, возглавляемая ханом Батбаем, осталась кочевать в Восточном Приазовье. В конце VII века орда Батбая была подчинена хазарам, а в начале следующего столетия владения хазарских каганов охватывали обширные территории Северного Причерноморья, Волго-Донских степей, Предкавказья и Крыма.
        Хазарский каганат был крупным феодальным государством, объединявшим разные народы: хазар, болгар, аланов, угров и многие другие, и просуществовал свыше трёхсот лет. В Прикубанье и Предкавказье находились богатые районы каганата - Климаты, из которых «являлась вся жизнь и изобилие Хазарии», по словам византийского императора Константина Багрянородного.
        Процветала в то время и бывшая античная колония Фанагория. Однако со стороны моря шло разрушение этого славного древнегреческого города. Море постепенно наступало и отвоёвывало у суши метр за метром. Часть города оказалась затоплена, и жители покинули свои дома. Под воду ушли крепостные стены, жилые кварталы, гимнасии, термы. В середине IX века прекрасная Фанагория окончательно погибла.
        Представители власти Хазарского каганата из Фанагории перенесли свою «столицу» в античный город Гермонассу и переименовали ее на свой лад. Именно тогда Гермонасса стала называться Тумен-тархан или Таматарха, что значит «место ставки военачальника».
        Русское княжество Тмутаракань
        В IX веке Хазарскому каганату нанесли удар их восточные соседи - печенеги, а в X веке киевский князь Святослав Игоревич окончательно разбил хазар, захватил Таматарху и основал Тмутараканское княжество. Столицей древнерусского княжества стала Тмутаракань (Тмуторокань), бывшая Таматарха, Гермонасса. Она находилась на месте современной станицы Тамань. По словам арабского географа XII века Ап-Идриси, Тмутаракань уже во времена Хазарского каганата имела «обширные земли, благоустроенные селения, посевы, следующие один за другим». Первые сведения о появлении восточных славян на Таманском полуострове относятся ко времени походов князя Игоря на Византию в 944 году.
            Сын князя Игоря, суровый князь Святослав, в 966 году вместе со своей верной дружиной совершил успешный поход в Тмутаракань, «ясов и касогов победи».
        Основание военно-торговой фактории в самой Тмутаракани упрочили положение русов на Таманском полуострове. Торговля русских княжеств с народами, населявшими Северный Кавказ, велась через этот порт. В княжестве жили люди разных народностей. Это были греки, русские, армяне, касоги (предки адыгейцев) и ясы (аланы).
        Греческие историки указывают на существование русских владений в восточной части Крымского побережья. Когда Владимир Святославич, прозваный в народе Красное Солнышко, захватил со своею дружиной Херсонес в 989 году, а затем вернул его Византии, Боспорское поморье и Тмутаракань он закрепил за Русью. С этого времени в Тмутаракани княжит его сын, Мстислав Удалой. В 1022 году Мстислав, стремясь расширить границы своих владений, предпринял поход «на касоги». Навстречу ему вышло касожское войско, возглавляемое князем Редедей. Не желая понапрасну проливать кровь, уверенный в своей силе, могучий богатырь Редедя предложил тмутараканскому князю вступить в поединок: «Аще одолевши ты, то возмеши именье мое, и жену мою, и дети мое, и землю мою, аще азъ одолею, то възму твое все». Мстислав решительно вступил в единоборство. Боролись крепко и долго. Наконец Мстислав начал изнемогать и, видя беду, воскликнул: «Пречистая Богородица, помоги мне; если я его одолею, то построю церковь в твое имя». Собравшись с силами, он ударил противника об землю, затем вынул нож и «зареза Редедю пред пълки касожьскыми».
            Подробное описание этого события сохранилось в «Повести временных лет». Один из авторов, летописец Никон, долгое время жил в Тмутаракани и сам видел «церковь святыя Богородица», построенную по обету Мстиславом. У адыгов также сохранилось предание о единоборстве адыгского богатыря Редеди с «тамтаракайским князем», завершившемся гибелью их героя.
        Подчинив себе касогов, Мстислав взял на воспитание сыновей Редеди, Юрия и Романа, и впоследствии выдал за одного из них замуж свою дочь. Возможно, таким образом тмутараканский князь пытался утвердить своё родство с племенной верхушкой касогов. Год спустя, в 1023 году, касожские дружины, как свидетельствует летопись, участвовали в походе Мстислава против киевского князя Ярослава Мудрого.
        После смерти Мстислава в 1036 году Тмутараканское княжество перешло под власть Киева: Ярослав Мудрый смог объединить обе части государства в единое целое. К сожалению, смерть Ярослава в 1054 году привела к раздроблению Киевской Руси. Тмутаракань досталась князю Святославу Тщеславному, одному из сыновей Ярослава. Позднее княжеством правили сыновья Святослава Глеб, Ростислав, Роман, Всеволод и Олег-Михаил.
        ХI - XII века - расцвет Тмутараканского княжества. Арабский географ Ал-Идриси сообщал, что «владыки его мужественны, благоразумны и решительны. Их почитают по причине их отваги и их власти над теми, кто соседствует с ними. Это большой город со множеством жителей, с процветающими округами, в нём имеются рынки и собираются ярмарки, посещаемые людьми из самых дальних стран и из ближайших округов». Однако это было время жестокой борьбы за впасть между русскими князьями, в результате которой Тмутараканское княжество потеряло самостоятельность. После 1094 года Тмутаракань была отрезана от Руси и перестала существовать как русское княжество.