История Фанагории
29/05/2013
Переправившись через древнее русло Кубани за Киммерийским валом, мы попадаем на небольшой, но очень важный в культурно-историческом отношении остров Фанагорию, названный по имени расположенного на нем главного города азиатской части Боспора. Остров Фанагория ограничен с запада Таманским заливом, с востока Ахтанизовским лиманом, а с севера и юга высохшими руслами Кубани.
На северной окраине поселка Сенного возвышается высокий, видный издалека, ровно срезанный наверху холм, скрывающий значительный город Фанагорийского острова - Кепы. Почти на тридцать метров над уровнем рядом лежащего моря поднята поверхность холма. При ближайшем рассмотрении она вовсе не так ровна, как это кажется издали. Остатки окопов военного времени и следы раскопок основательно изменили топографию. На холме располагалась только часть города. Другая, не менее значительная часть его находилась на нижней террасе и, как многие античные поселения этого района, частично размыта наступающим морем.
Основание города относится к одному из ранних этапов милетской колонизации, к середине VI века до н. э. Основой экономики Кеп служило сельское хозяйство. Это подтверждается самим названием города, которое в переводе с греческого означает "сады". Город играл заметную роль в хозяйственной и политической жизни Боспорского государства. Известно, что дед знаменитого греческого оратора Демосфена, Гилон, получил Кепы в управление в награду за передачу правителям Боспора независимого полиса Нимфея на европейском побережье Киммерийского пролива. Гилон пользовался доходами с фороса - дани с жителей города и окружающих земель. Во время междоусобной войны между сыновьями архонта Боспора Перисада I - один из них - Притан - после неудачной попытки поднять восстание в Пантикапее против брата Евмела бежал в Кепы, где и погиб от руки наемного убийцы.
Археологические раскопки в Кепах открыли винодельни и керамические печи, остатки храмов, жилых домов и терм. Найдены архитектурные ордерные детали и многочисленные фрагменты плиток тончайшей мраморной облицовки стен и мозаичных полов. В развалинах небольшого храма, посвященного богине Афродите, построенного по образцу известного в греческой архитектуре типа "храма в антах", была найдена знаменитая Афродита Таманская - фрагментированная мраморная статуэтка эллинистического времени. Полуобнаженная богиня стоит в непринужденной позе, опираясь локтем левой руки на согнутую в колене ногу. Этот тип изображения Афродиты несколько отличается от образа прекрасной обнаженной богини, воплощенного в Афродите Книдской работы скульптора Праксителя, и восходит к более строгим архетипам Афродиты Урании, которая изображалась полуобнаженной, подобно статуям Афродиты Милосской или Арльской. В таманской скульптуре нет условности - настолько естественно и просто передает теплый, слегка желтоватый мрамор структуру живого человеческого тела.
Произведения, созданные великими мастерами классической эпохи, служили образцами для рядовых скульпторов на протяжении всего античного времени. Афродита Таманская только в этом смысле является рядовым произведением скульптурной мастерской острова Родоса эллинистического времени. Там же были найдены подношения богине от почитателей: монеты, сосуды, архитектурные мраморные украшения.
Существование еще одного храма Афродиты, созданного на рубеже VI-V веков до н. э., установлено Н. И. Сокольским на основании граффити - надписи, процарапанной на чернолаковом сосуде, с монограммой имени богини. К начальной истории города - VI веку до н. э - относится еще один памятник античного искусства, хранящийся сейчас, как и Афродита Таманская, в ГИМе в Москве. Это мраморная голова куроса - юноши-атлета. Образ идеального юноши, победителя спортивных игр, был очень популярным в греческой скульптуре. В архаическую эпоху в виде такого юноши изображали иногда Аполлона. Голова куроса из Кеп - часть небольшой скульптуры характерного для поздней архаики типа, скорее обозначающего определенный культурно-религиозный архетип, чем изображающего реального человека.
После гибели античного города в IV веке н. э. здесь возникло поселение византийского времени, позднее занятое турецко-татарской деревней.
За Сенным поселком современное шоссе выходит на трассу старинного почтового тракта, соединявшего Темрюк с Таманью. По этому пути следовали в разное время путешественники и ученые Ф. Дюбуа де Монпере, Э. Кларк, П. С. Паллас, П. И. Сумароков, поэты А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и другие, оставившие прекрасные описания Таманской земли.
В трех километрах к югу от Сенного находится огромное, самое большое городище Таманского полуострова, отождествляемое с античным городом Фанагорией, азиатской столицей Боспорского царства. Город располагался на двух террасах, возвышающихся одна над другой с перепадом в несколько метров. Верхняя его часть имеет четкие границы, особенно на востоке и юге. Нижний город очерчен менее четко - он ненамного выше окружающей пригородной территории. В восточной части городища в море уходит древняя кладка толщиной до 6 м и длиной 300 м, которую разные исследователи отождествляют то с молом пристани, то с оборонительной стеной города. Море здесь наступает на берег. Подводные исследования показали, что значительная часть города разрушена морем, но только сохранившаяся территория его занимает площадь в 35 гектаров.
По свидетельствам античных авторов, основателем Фанагории был некий Фанагор из города Теоса, бежавший от персов на берега Понта. После завоевания Киром Лидийского царства в 546 году до н. э. города малоазийского побережья Эгейского моря, и в том числе Теос, вынуждены были подчиниться персам. Известно, что в это время теосцами был основан город Абдеры. Поэтому вполне вероятно, что Фанагория, как это сообщает византийский филолог, митрополит Фессалоник Евстафий Солунский, ссылаясь на греческого писателя и историка III века Арриана, была колонией Теоса. В 1896 году на территории городища был найден камень с посвятительной надписью: "Аполлодор, сын Фанагора, посвятил Афродите Урании, владычице Апатура при Перисаде, архонте Боспора и Феодосии, и царе синдов и всех меотов". Имя Фанагора, отца Аполлодора, впервые встречается в ономастике Боспора и может служить косвенным подтверждением свидетельств древних историков.
Фанагория VI века до н. э. была небольшим самостоятельным полисом, подобно всем греческим колониям этого времени. Судя по находкам здесь кремневых орудий, город возник на землях, издавна заселенных. Позднее, в эпоху объединения независимых полисов Киммерийского Боспора в единое государство, Фанагория стала крупнейшим хозяйственным и культурным центром всей его азиатской части. Этому способствовало ее расположение близ судоходного русла Антикита в центре восточного берега пролива. Основой экономики города служило земледелие и торговля с метрополией и местными племенами. Фанагория снабжала их керамической посудой, вином, маслом, получая взамен хлеб, рыбу, рабов, скот и переправляя товары на рынки Аттики и Малой Азии. В течение всей античной эпохи Фанагория активно участвует в сложной политической и хозяйственной жизни Боспорского царства, сохраняя вместе с тем остатки полисной автономии, к которым в первую очередь относится чеканка собственной монеты.

В один из наиболее драматических периодов жизни Боспора - в эпоху войн Митридата VI Евпатора с Римом - жители Фанагории подняли восстание против Митридата, за что после гибели последнего городу была предоставлена автономия. Город получил самоуправление, в нем функционировали Совет и Народное собрание. В то же время он подчинялся боспорской администрации. Впрочем, автономия была очень кратковременной - не более двух десятилетий. Уже при Фарнаке, сыне Митридата, Фанагория вновь подчинялась Боспору с частичным сохранением самоуправления. Позднее, при Полемоне I, город был переименован в Агриппию (в честь зятя императора Августа - Марка Агриппы).
Археологическое исследование Фанагории ведется уже более ста лет. Тем не менее градостроительная структура ее практически неизвестна - так велика площадь античного поселения. Город несомненно имел оборонительные стены с башнями и воротами, однако сейчас открыты только незначительные остатки этих сооружений, не позволяющие восстановить их точное и полное расположение и конструкцию. Планировка города не была прямоугольной. Центр его располагался на нижнем плато, где обнаружены фундаменты монументальных зданий и архитектурные ордерные детали. По свидетельству Аппиана, древнеримского историка, грека по национальности, в городе был акрополь, который во время восстания жителей против Митридата был занят его союзником, царем местных племен Артаферном. Остатки акрополя пока не найдены и местоположение его остается неизвестным. В городе были храмы Афродиты Урании Апатуры, Аполлона Врача, Геракла и, возможно, Диониса и Кибелы. Остатки одного из храмов V века до н. э., посвященного, вероятно, Афине или Артемиде Агротере, обнаружены в 1975 году. Это был типичный греческий "храм в антах" с двумя колоннами на главном фасаде. Открыты также остатки богатых жилых и общественных зданий с замечательными монументальными росписями и великолепной отделкой. В верхнем городе открыт ремесленный район - Керамик - с многочисленными керамическими мастерскими и печами для обжига.
В Фанагории найдены постаменты статуй, возведенных знатными гражданами почитаемым богам: Афродите Урании, Гераклу, Аполлону Врачу, Аполлону Вечному, Отечественным богам, а также правителям Рима и Боспора: Ливии, супруге императора Августа, боспорской царице Динамии, Рискупориду.
Искусство города, имевшего сложный этнический состав, не было однородным. Известны произведения, выполненные в чисто эллинских традициях, памятники смешанного синкретического стиля, свойственного боспорскому искусству в целом, работы местных мастеров.
Выдающимся памятником позднеклассического искусства является великолепный резной мраморный акротерий, найденный в окрестностях Фанагории и хранящийся сейчас в ГМИИ. Даже зная прекрасные образцы древнегреческой скульптуры, трудно поверить, что это изящное, тонкое изделие вырезано из камня. Листья аканфа, упругие и гибкие, образуют большую, более метра высотой, пальметту, украшавшую некогда фронтон здания или надгробную стелу IV века до н. э.
Прекрасный образец работы местного мастера греческой школы представляет собой скульптурный портрет знатного туземца, синда или меота, также относящийся к IV веку до н. э. (ГМИИ). Голова является частью большой статуи. Глубокая реалистическая проработка лица скульптуры, выполненной в лучших традициях поздней классики, отражает и этнические и индивидуальные психологические черты модели - властного, сильного человека.
Позднее, в эллинистическую эпоху, творчество местных художников претерпевает значительные изменения. Возникает специфический "боспорский" стиль, совмещающий в себе греческие традиции и попытки национального, или, скорее, местного творческого самовыражения. Проще всего оценить подобное изменение стиля как варваризацию, творческое вырождение изолированной субкультуры, хотя о полной изоляции говорить нельзя. Однако если рассматривать это яление как отражение более широкого процесса синкретизации культуры в целом, то на первый план выходит самобытность неизвестного ранее мировосприятия. Это не варваризация - это просто другое видение мира.
К произведениям "боспорского" стиля относится найденная в Фанагории великолепная статуя воина. Черты лица, особенности вооружения и одежды, а главное, специфические стилистические особенности скульптуры с несомненностью указывают на работу местного мастера, изобразившего своего соплеменника - синда или меота (КИАМ).
В эллинистическую эпоху наряду с местными мастерами в Фанагории работали и греческие скульпторы, распространившие художественные традиции метрополии на новые для них объекты - богов местного пантеона. В Феодосийском музее хранится рельефное изображение очень популярного на Боспоре крылатого грифа, легендарного стража далекого уральского золота, оберегавшего его от аримаспов и амазонок. Плита с изображением грифона была частью большого саркофага и охраняла погребение какого-то знатного боспорца.
Очень интересный мраморный рельеф открыт при раскопках в 1970 году. На двух его фрагментах, хранящихся в ГМИИ, изображены танцующие нимфы. Несколько суховатая трактовка одежды со стилизованной обработкой концов покрывал в виде "ласточкина хвоста" возрождает древние архаические традиции. Этот стиль, древнее "ретро", получивший название архаизирующего стиля, был широко распространен в позднеэллинистическую эпоху.
В эрмитажной коллекции антиков хранятся три замечательных сосуда из Фанагории раннеэллинистического времени - уникальные для Боспора произведения мелкой пластики. Сосуды выполнены из обожженной глины и ярко раскрашены в несколько цветов. Один из них сделан в форме бюста Афродиты, заключенного между двумя раковинами. Другие изображают Сирену и Сфинкса. Найдены они в погребении, но, наверно, имеют бытовое назначение и характеризуют интерьер богатого жилого дома.
После нашествия кочевников в IV веке Фанагория остается большим городом, тогда как другие города Боспора либо прекращают свое существование, либо значительно уменьшаются в размерах. Нашествие гуннов, несомненно, разрушило город, но уже в раннем средневековье жизнь снова возродилась здесь. В 635 году вождь болгарских племен Кубрат, освободившись от власти Тюркского каганата, создал самостоятельное государство - Великую Болгарию, столицей которого стала Фанагория. Кубрата поддерживала Византия, нуждавшаяся в сильных союзниках в Северном Причерноморье. Император Ираклий пожаловал ему почетный титул патрикия, но после смерти Кубрата Великая Болгария подчинилась Хазарскому каганату. В самом конце VIII столетия в Фанагории под личным присмотром правителя Боспора Болгация и представителя кагана Папация жил ссыльный император Юстиниан II, за которого хазарский каган выдал замуж свою дочь.
В средневековую эпоху город неоднократно перестраивался после разрушительных набегов кочевников. При этом максимально использовались остатки разрушенных сооружений и сохранялась прежняя планировка кварталов. Город существовал до Х века, когда после особенно опустошительного набега печенегов Фанагория погибла навсегда.
На восточной окраине Фанагорийского острова в Ахтанизовский лиман выступает Рахмановский мыс, на котором находится гора Бориса и Глеба - невысокий пологий холм. В начале прошлого века во время извержения грязевого вулкана на этой горе, которое сопровождалось небольшим землетрясением, открылись развалины античного храма. Среди обломков обычных строительных камней была найдена известняковая плита с греческой надписью: "Ксеноклид, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев". Перисад I, сын Левкона, управлял Боспорским царством в середине IV века до н. э. Тогда же и был построен храм Артемиды, покровительницы сельскохозяйственной округи острова. Где-то поблизости на берегу лимана была найдена скульптурная группа, состоящая из мужской и женской фигур, вместе с постаментом с надписью: "Комосария, дочь Горгиппа, жена Перисада, по обету посвятила сильному богу Санергу и Астаре при Перисаде, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех маитов и фатеев". Судя по надписи, скульптурная группа, относящаяся к тому же времени, что и строительство храма Артемиды, была поставлена представительницей царского дома Боспора, женой правящего царя и внучкой архонта Сатира I. Это говорит о большом значении святилища в античное время, а обращение к культу восточных божеств указывает на многофункциональность культовой территории, на которой мог быть не один храм, а целый культовый комплекс. При разведочных раскопках здесь были найдены рустованные стеновые блоки, барабаны дорических колонн, капители и базы пилястр.
По легенде, у подножия этой горы до турецкого владычества стоял русский монастырь Бориса и Глеба времен Тмутараканского княжества. По той же легенде, главная икона монастыря хранилась в церкви ближайшей станицы Ахтанизовской. В прошлом веке на вершине горы была построена часовня, разрушенная во время гражданской войны.
Система расселения на Фанагорийском острове определялась его небольшими размерами. Два крупных прибрежных города, Фанагория и Кепы, обеспечивали надежную защиту побережья, а поселения на берегу древнего русла у поселка Соленый и у подножия Борисоглебской горы контролировали выход из Антикита в море. Сельскохозяйственная территория здесь невелика и вполне могла обслуживаться жителями этих поселений. Был на острове, кроме храмов в Фанагории и Кепах, и собственный культовый центр у Рахмановского мыса.
Города Фанагорийского острова окружают огромные некрополи - когда-то только в ближайших окрестностях Фанагории насчитывалось более трехсот курганов. За тысячелетнюю историю характер погребений неоднократно изменялся, чему способствовали этнические перемены в составе населения. Известны курганные погребения со склепами разных типов, плитовые могилы, амфорные захоронения кремированных остатков и другие.
Самый известный курган острова - Артюховский, носящий имя находившегося неподалеку хутора. Его исследование началось более ста лет назад и до сих пор не может считаться законченным. До раскопок он имел 6,4 м в высоту и 131 м в диаметре, то есть по боспорским масштабам был весьма скромных размеров, - курган Большая БлизнИца в Синдике, речь о котором пойдет ниже, превосходил его по всем параметрам в 2,5 раза. В Артюховском кургане открыто более двух десятков погребений разного времени, из которых выделяются три близких по времени захоронения, относящихся ко II веку до н. э. Самым богатым было одиночное женское погребение. Даже простой перечень украшений говорит об особом положении, которое занимала знатная боспорянка при жизни: шесть ожерелий, золотая гривна, булавка с кисточкой, золотой медальон с изображением Афродиты и Эрота, два змеевидных браслета, три золотых перстня, золотая диадема - шедевр античной торевтики, серебряные туалетные вазы, зеркало, шкатулки. сосуды.
Прекрасным памятником греческого ювелирного искусства эллинистической эпохи является золотая диадема с гранатами (Эрмитаж). В центре ее - выполненный из золотых трубочек "гераклов узел" - две петли, вставленные друг в друга, к которым прикреплены полированные гранаты - альмандины темно-красного цвета. В середине узла помещена золотая бляшка с изображением орла, уносящего на Олимп Ганимеда. Узел окружен шестью сложными по форме подвесками - кисточками из золота с гранатами.
Два других погребения - парные. По набору вещей они однотипны с этим одиночным погребением, хотя несколько скромнее. Возможно, они являются захоронениями супругов, умерших в разное время и похороненных в одной гробнице, построенной еще при жизни.
По находкам в двух погребениях медальонов с изображением Афродиты и Эрота предполагается, что Артюховский курган был склепом жриц Афродиты
.